Трудоголизм как вид аддиктивного поведения

Для человека естественно стремление к достижению личного блага, к удовлетворению каких-то своих потребностей, предварительно хорошо для этого поработав. Работа в настоящее время является одной из приоритетных областей жизнедеятельности человека. Однако, следует различать трудолюбие и работоголизм. Трудолюбивый человек работает, как правило, для того, чтобы затем воспользоваться результатами своего труда. А трудоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа—отнюдь не одна из составных частей его жизни: «она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности» (Короленко Ц.П.).

О работоголизме, как форме зависимого поведения, можно говорить тогда, когда работа становится «состоянием ума», когда человек видит в качестве источника получения удовлетворения, только сам процесс труда. При этом все мысли сосредоточены только на работе, в любое время суток. Для работоголика такая работа — это средство ухода от проблем.

Для того, чтобы поставить трудоголизм в один ряд с другими зависимостями, достаточно перечислить основные признаки и особенности зависимого поведения, которые свойственны истинным трудоголикам.

Зависимость это «процесс психологического порабощения, в результате которого человек становится рабом кого-то или чего-то, какой-нибудь формы поведения. Это может быть химическое вещество, работа, хобби, деньги, азартные игры, религия, физические упражнения или секс — все возможные объекты аддикции перечислить невозможно. Эффекты могут быть очевидными или почти незаметными; аддиктивная личность минимизирует и отрицает свою зависимость, и окружающие ее люди делают то же самое» (Дэвид Херст).

Глубокая, рабская зависимость от «некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне, будь то наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры — то есть любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его. Такое поведение выглядит как добровольное подчинение (compulsion). Однако специалисты сходятся во мнении о том, что на самом деле во внешнем мире не существует неких принуждающих желаний или силы» (Леон Вермсер).

По мнению отечественного исследователя зависимостей А. Егорова, существуют шесть компонентов, свойственных для всех вариантов зависимостей (определённые Р.Браун в 1993г. и дополненные М.Гриффитс в 1996):

  1. особенность, «сверхценность»
  2. эйфория или «модификация настроения»
  3. рост толерантности
  4. симптомы отмены
  5. конфликт с окружающими и самим собой
  6. рецидив

Менделевич В.Д. в своём труде «Руководство по аддиктологии» перечисляет следующие признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости:

 

  • неспособность принимать решения без советов других людей;
  • готовность позволять другим принимать важные для него решения;
  • готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
  • затруднения начать какое-то дело самостоятельно;
  • готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
  • плохая переносимость одиночества— готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать;
  • ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
  • охваченность страхом быть отвергнутым;
  • легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.

Характерной особенностью всех аддиктивных процессов является импульсивность. «Аддикты действуют так, как если бы любое напряжение грозило им тяжелой травмой. Поэтому их основной целью становится избегание напряжения и боли, а не достижение удовольствия. Любое напряжение воспринимается как предвестник явной угрозы существованию, так же как младенцем воспринимается чувство голода» (Эдит Сэбшин).

Для зависимого человека характерно стремление уйти от реальности. Искусствен­но изменяя своё психическое состояние при помощи приема химических веществ (алкоголя или наркотических веществ) или, что характерно для трудоголиков, «постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью раз­вития и поддержания интенсивных эмоций» (Короленко Ц.П., Донских Т.А.).

При этом человек сосредоточивается на одной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. Немецкий психотерапевт Носсрат Пезешкиан выделил четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии».

А.Котляров описывает изменение взаимодействий человека с реальностью, в соответствии со стадией развития любой формы зависимости:

«На первой стадии происходит перестройка психики человека и развитие пристрастия к новой реальности. При этом искусственная реальность воспринимается как более приятная, чем своя собственная… Синдром психической зависимости на первой стадии включает два основных проявления. Первое — психическая потребность в искусственной реальности. Второе — возникновение представления, что только в иной реальности самочувствие может быть комфортным, приятным. Появляется способность к достижению состояния психического комфорта вне своей реальности.»

На второй стадии наступают качественно новые взаимоотношения между человеком и иной реальностью. «Теперь существовать комфортно человек может только в искусственной реальности, а, возвращаясь «в себя», он испытывает исключительно дискомфорт, причём не только психологический, но и физический. Появляется физическая потребность уйти в искусственную реальность…. Вне искусственной реальности человек не способен к концентрации воли на действии, к сосредоточению внимания. У человека «нет сил» нечто делать, и нет направления для деятельности»

На третьей стадии форма восприятия искусственной реальности продолжает изменяться. Человек воспринимает её не как приятную, комфортную, а как единственно возможную для выживания, обеспечивающую хоть какую-то жизнь. Снижается толерантность. Человеку не нужно глубоко уходить в искусственную реальность, поскольку он не слишком чётко осознаёт обычную жизнь, мало с ней связан своими действиями.

© Байкова Светлана. 2011

 При написании данной статьи использовались материалы, опубликованные в следующих книгах:

  • Психология и лечение зависимого поведения. Под ред. Даулинга. Пер. с англ. Мурзатина Р.Р., под ред. Ускова А.Ф. М.: «Класс», 2000.
  • Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб. :Речь, 2007.
  • Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.; Под ред. В.В. Макарова. Социодинамическая психиатрия, М.- Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2000.
  • Короленко Ц.П. Работоголизм — респектабельная форма аддиктивного поведения. Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4.
  • Котляров А.В., Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый, Изд-во Института Психотерапии, 2006,.).
  • Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.А. Лабунской. – М.: Гардарика, 1999.
  • Руководство по аддиктологии. Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.